Изначально энергосервисный контракт был создан как мера, позволяющая бюджетным учреждениям исполнить государственные требования о ежегодной экономии энергоресурсов.
Действительно, когда работа бюджетного предприятия строго регламентирована, любые траты проводятся через плановое постатейное бюджетирование, а непрофильная деятельность находится под запретом, проводить инвестиционную реконструкцию с вложением денежных средств попросту невозможно. Более того, успешность работы наёмного руководителя такого бюджетного учреждения зачастую производится не на основе экономических показателей, а на основе выполнения профильных задач. Другими словами, энергосервисный контракт – это возможность внедрить эффективное решение тогда, когда бюджетному предприятию недоступны ни кредиты, ни лизинговые сделки, и закрыта возможность приобретения оборудования.
В такой ситуации для руководителя предприятия энергосервисный контракт является единственным способом с одной стороны, не менять текущий порядок дел, а с другой стороны, выполнить дополнительно возложенные задачи по увеличению эффективности расхода энергоресурсов. На помощь бюджетным организациям был выпущен федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следует отметить, что данный ФЗ изначально выпущен для нужд бюджетных организаций, а не коммерческих заказчиков.
Как видно из таблицы распределения затрат, наиболее значимая часть прибыли остаётся в собственности ЭСКО, и это абсолютно оправдано для бюджетного предприятия, которое принципиально не может заняться вопросом установки ГПУ.
У коммерческих заказчиков ситуация другая: бизнес требует максимизации прибыли и не готов делиться большей частью прибытью с ЭСКО. В этом случае к идее энергосервисного контракта приходят через попытку снятия ответственности. Основная идея коммерческого заказчика, предполагающего реализацию мини-тэц через энергосервисный контракт заключается в снижении рисков, однако в этом вопросе имеются некоторые подводные камни.
Подходя к идее заключения энергосервисного контракта, коммерческий заказчик предполагает, что тем самым он снимет с себя все риски, и будет платить только за электроэнергию, однако на практике получится так, что все риски всё равно опосредованно возложены на заказчика, пусть и не в прямом виде.
Таким образом становится очевидным самое сильное противоречие энергосервисного контракта: С одной стороны, эффективный энергосервисный контракт можно реализовать только на стабильно работающем предприятии, обладающим легко исчисляемым прозрачным графиком (циклом) потребления энергоресурсов, без отклонения от базовой модели окупаемости.
С другой стороны, такому эффективному предприятию не нужен посредник в лице ЭСКО что бы оценить преимущества от внедрения ГПУ, и самостоятельно реализовать эту инициативу.